ГлавнаяПоискСвязьО сайте
Регистрация
Войти
 

Посевная, субсидии, инвестиции
В этих вопросах подняты самые насущные для агросектора вопросы: функционирование АПК в условиях кризиса, подготовка к тяжелой посевной, субсидирование, проблемы экспорта зерна. Не все ответы удовлетворили нас, но это позиция главного аграрного ведомства.

К тому же наше информационное сотрудничество с МСХ продолжается. За этими последуют и другие вопросы.

Советуем нашим читателям включиться в диалог, сообщать нам, какие еще темы следует обсудить с министерством. Итак, сегодняшний номер посвящаем глобальным темам.

В нашем материале МСХ РК отвечает на самые острые вопросы.

Доля АПК в ВВП Казахстана – не показатель эффективности
Казахстан с самых высоких трибун называют аграрной страной. Так ли это? Доля сельского хозяйства в ВВП Республики сохраняется на уровне 4,5%. Понятно, что это происходит из-за "давления" других секторов. И все же это предел?

— Доля сельского хозяйства в ВВП республики по итогам 2015 года составила 4,8%. При этом данное значение не является показателем эффективного развития отрасли.

Для примера: в таких странах с развитым сельским хозяйством, как США, доля сельского хозяйства в ВВП составляет (по итогам 2012 года) 1,2%, Австралия — 4%, Канада — 1,8%, Россия — 3,1%, — был официальный ответ МСХ РК. Напомним, валовый выпуск продукции (услуг) сельского хозяйства в январе-декабре 2015 года в целом по республике составил 2748,7 млрд тенге, что выше уровня соответствующего периода предыдущего года на 4,4%.

Слабый приток инвестиций — основная проблема казахстанского АПК

— По данным Комстата, инвестиции в сельское хозяйства Казахстана в январе-ноябре составили без малого 150 млрд тенге, однако 83% из них — собственные средства. Как Вы считаете, это нормально для агросектора? — Незначительный объем притока инвестиций в сельское хозяйство является одной из основных проблем в АПК, который является последствием низкой технической оснащенности отрасли, слабого уровня интенсификации земледелия, низкого уровня генетического потенциала сельхозживотных и продуктивности сельхозживотных.

Именно для решения данной проблемы с 2013 года Министерством сельского хозяйства реализуется Программа "Агробизнес 2020", которая предусматривает новые инструменты государственной поддержки в виде инвестиционных субсидий, страхования и гарантирования займов, субсидирования процентной ставки по кредитам и лизингу, фондирования БВУ. Результаты реализации данных инструментов господдержки показали свой положительный эффект. Приток инвестиций в основной капитал сельского хозяйства по сравнению с 2012 годом увеличился на 24,7% и составил 167,1 млрд тенге.

Также значительно увеличились инвестиции в основной капитал пищевой промышленности на 50,5% и составили 55,9 млрд тенге.

Погектарные субсидии прямо не стимулировали фермеров повышать продуктивность

Очень было интересно узнать, как в Минсельхозе объясняется неэффективность погектарных субсидий. Дело прошлое, конечно, — сейчас уже действуют несколько иные рычаги стимулирования, и все же ход мыслей главного агроведомства любопытен.

К слову, исследовательским бюро "Зерновые и Масличные. Казахстан" в свое время был проведен сравнительный анализ роста площадей масличных (о которых, кстати говоря, в ответе умолчали) на фоне изменений нормативов дотаций на приоритетные культуры.

Он показал, что субсидии хоть и удешевляют в некоторых случаях до 50% себестоимости, но не являются главным рычагом, образующим структуру посевов. Как пример: снижение субсидий, их дифференциация не заставила восточноказахстнцев расстаться с монокультурным подсолнечником (хотя в области применяются и административные рычаги). Или расширение посевного клина льна в СКО произошел сам собой — на него не повлияло и сужение дотации.

Мы еще вернемся к субсидиям при рассмотрении себестоимости маслосемян.

В целом солидарен оказался и Минсельхоз:

— Необходимо отметить, что основные показатели урожайности растениеводства по-прежнему отстают от мировых. А это означает, что мы отстаем и по показателям производительности труда в сельском хозяйстве и эффективности отрасли.

Здесь, конечно, надо учитывать большую разницу в условиях ведения сельского хозяйства (природно-климатические и экономические условия, а также доступность технологий). Одной из ключевых причин слабого роста является то, что 30% субсидий (гектарная субсидия и на повышение продуктивности) или около 70 млрд тенге прямо не стимулируют сельхозтоваропроизводителя повышать свою эффективность (рентабельность). Так, значительные объемы средств по данным видам субсидий расходуются на возмещение части затрат на возделывание зерновых культур и картофеля, где в себестоимости субсидии занимают менее 5%, влияние субсидий на рентабельность производства составляет менее 3%. Таким образом, данный вид субсидий является мало чувствительным для производителей.

При этом уровень рентабельности производства этих культур позволяет производить данные культуры без субсидий. Наряду с этим субсидирование сахарной свеклы, напротив, значительно влияет на показатели рентабельности ее производства и увеличивает рентабельность на 20-30%. Дальнейшее увеличение норматива субсидирования не позволит добиться увеличения производства, а способствует иждивенческому поведению производителей, когда фермер будет заинтересован, прежде всего, в получении субсидий и меньше всего — в сборе урожая.

Кроме того, субсидирование на гектар и на объем выпущенной продукции связано с высокими издержками и сложностями при администрировании. К примеру, зависимость субсидий от посевных площадей и произведенной продукции приводят к следующим нарушениям со стороны бизнеса и государственных органов:

— завышение сельхозпроизводителями объемов выполненных работ (размеры площади посевов);

— решения погектарной субсидии принимаются членами МВК без фактической проверки наличия посевов. При этом высвободившиеся средства планируется перенаправить на более эффективные направления: инвестиционное субсидирование, субсидирование процентной ставки, страхование в растениеводстве, субсидирование НДС, племенное дело, субсидирование затрат бизнес ассоциаций на услуги научных организаций, усиление фитосанитарных служб.

Программа "Агробизнес 2020" ежегодно недофинансируется на 30-40%. Конкурентоспособность казахстанского АПК снижается.

На одном из брифингов в НПП "Атамекен" министр сельского хозяйства Асылжан Мамытбеков говорил о систематическом недофинансировании программы "Агробизнес 2020".

« ... В 2013 году программой "Агробизнес-2020" было запланировано направить на субсидирование субъектов АПК 109,9 млрд тенге, фактически же выделено 87,5 млрд тенге или 79%. В 2014 году при плане 225 млрд тенге выделено всего 149,3 млрд тенге субсидий или 66%. В 2015 году при запланированных 250,6 млрд тенге выделено всего для субсидирования субъектов АПК 177,4 млрд тенге или 71% ... »

— в частности, отметил Мамытбеков.

— Остаются ли эти деньги в отрасли или перенаправляются на другие статьи бюджета? И каковы последствия этих "недоборов"?
В своем ответе Министерство сельского хозяйства подтвердило и дополнило эту статистику:
« ... В настоящее время наблюдается практика недофинансирования инструментов Программы "Агробизнес-2020" Так, объем недофинансирования в 2013 году составляет 26 млрд тенге (14,13%), в 2014 году ─ 110 млрд тенге (35,4%), в 2015 году ─ 109 млрд тенге (32,5%), в 2016 году ─ 124 млрд тенге (35,9%), в 2017 году ─ 175,4 млрд тенге (45,8%). Безусловно, данные средства не остаются в отрасли, так как не поддержаны Республиканской бюджетной комиссией. Вместе с тем, обеспечение полного финансирования мероприятий Программы "Агробизнес-2020" продиктовано необходимостью приведения в равные конкурентные условия отечественных сельхозтоваропроизводителей с аграриями Российской Федерации и Республики Беларусь. Так как по сравнению со странами-партнерами Таможенного Союза объемы прямой государственной поддержки сельского хозяйства в Республике Казахстан существенно ниже. Для примера: если в 2013 году объем субсидий в сельское хозяйство по линии "желтой корзины" составил 4,3%, то в Республике Беларусь ─ 7,4%, в России ─ 6,7%. Таким образом, недофинансирование Программы может негативно отразиться на результатах реализации мероприятий и достижения показателей Программы в целом, что может привести к снижению конкурентоспособности отечественных сельхозтоваропроизводителей. Кроме того, вступление в ВТО имеет большую значимость для сельского хозяйства и его дальнейшего конкурентоспособного развития. По итогам завершения переговоров была достигнута договоренность на применение мер государственной поддержки сельского хозяйства в виде прямых субсидий ─ "желтой корзины" ─ на уровне 8,5% от валовой продукции сельского хозяйства. Для Казахстана 8,5% ─ это реальная возможность оказывать меры государственной поддержки сельского хозяйства в необходимых для развития отрасли объемах, так как субсидии прямо пропорциональны стоимости валовой продукции сельского хозяйства. А как показывает опыт прошлых лет, валовая продукция сельского хозяйства каждые 5 лет увеличивается в 2 раза, соответственно это означает, что предельно допустимые объемы государственной поддержки тоже будут увеличиваться такими же темпами. Теперь наша задача заключается в том, чтобы обеспечить полноценное выделение необходимого объема государственной поддержки и эффективное их использование, и в первую очередь через дофинансирование Агробизнес-2020 ... »
Сужение географии экспорта казахстанского зерна — плюс для отрасли

В одном из номеров мы поместили на страницах "АгроЖизни" текст "Сказки и бабайки зернового рынка Казахстана", в котором подробно изучили ситуацию с экспортом зерна. В натуральном выражении среднегодовой объем поставок вырос на 15%, при этом география экспорта значительно поредела.

Знают ли об этом в МСХ и как относятся к этому?

— В последние годы мы наблюдаем тенденцию сужения географии экспорта казахстанского зерна, связываете ли Вы это только с конъюнктурным аспектом?

— Сужение географии экспорта казахстанского зерна связано с проводимой политикой диверсификации растениеводства, имеющей целью уход от монокультуры пшеницы и увеличение производства альтернативных высокодоходных культур. Наша задача — производить ровно столько, сколько требуется для продажи на внутреннем и внешнем рынках.

Производство зерна сверх спроса объемов требовало выделения дополнительных бюджетных средств на субсидирование транспортных расходов при экспорте и решения проблем хранения. В настоящее время удалось сбалансировать спрос и предложение на пшеницу.

Так, если среднегодовой объем производства пшеницы за 2009-2011 годы составил в среднем 16,5 млн тонн, что больше объема уровня спроса на указанную культуру на 3,9 млн тонн, то за последние три года (2012-2014 годы) среднегодовой объем производства пшеницы составил 12,3 млн тонн, что примерно равно объему выгодного спроса на пшеницу. Помимо этого, исключена потребность в выделении из государственного бюджета средств на субсидирование транспортировки зерна на альтернативные рынки, чтобы убрать излишки зерна из внутреннего рынка.

В прошлые годы на эти цели потрачено порядка 36 млрд тенге, которые могли быть использованы на более эффективные направления поддержки аграрного сектора. Также достигнуто выравнивание внутренних цен на пшеницу с мировыми, что позволяет нам до сих пор отрицательно влиявший фактор глубоко континентального расположения нашей страны превратить в позитивный (если по итогам 2014 года цена пшеницы на внутреннем рынке была даже выше мировых, в сентябре 2015 года — близка к мировым, то к концу года из-за девальвации снизилась).

Подготовка к посевной ведется в плановом режиме

Не избежал Минсельхоз и ответа на наш традиционный вопрос последних двух месяцев: "Какой будет посевная?". По словам агроведомства, подготовка к проведению весенне-полевых работ 2016 года ведется в плановом режиме. — Под урожай 2016 года засыпано 2,4 млн тонн семян сельскохозяйственных культур, из них 2 млн тонн семян зерновых культур — 103% от потребности, 57 тыс. тонн семян масличных культур — 103,8% от потребности, 24,6 тыс. тонн семян кормовых культур — 92,2% от потребности, 308 тыс. тонн семенного картофеля — 91% от потребности.

Дефицит семян зерновых культур составляет 10,7 тыс. тонн (1,3 тыс. тонн в Актюбинской области и 9,4 тыс. тонн в Западно-Казахстанской области), который будет покрыт за счет внутриобластного и межобластного обмена. Из урожая 2015 года проверено 770,5 тыс. тонн семян сельскохозяйственных культур, из них оказались кондиционными 751,7 тыс. тонн — 98% к проверенным, некондиционными — 18,8 тыс. тонн.

Потребность сельхозтоваропроизводителей (далее — СХТП) республики в дизтопливе для проведения весенне-полевых работ 2016 года по данным акиматов областей в соответствии с прогнозными площадями посевов и технологическими картами возделывания сельскохозяйственных культур составляет порядка 366,8 тыс. тонн. Информация о потребности СХТП республики в дизтопливе для проведения весенне-полевых работ т. г. с просьбой поддержать позицию Минсельхоза по поставке 366,8 тыс. тонн по льготной цене направлена в Министерство энергетики Республики Казахстан письмом от 11.01.16 г. № 4-3-13/68-И. По состоянию на начало 2016 года, в республике имеется в наличии 154 тыс. тракторов, 88 тыс. тракторных прицепов, 89 тыс. сеялок, 334 тыс. почвообрабатывающих орудий, 5 тыс. опрыскивателей, 3,4 тыс. высокопроизводительных посевных комплексов.

Указанной сельхозтехники достаточно для проведения весенне-полевых работ в оптимальные агротехнические сроки. В текущем году предполагается кредитование СХТП посредством выделения бюджетного кредита АО

« ... НУХ "КазАгро" (далее ─ КазАгро) в объеме 60 млрд тенге, при этом финансирование будет осуществляться через дочерние компании КазАгро, банки второго уровня и другие финансовые институты ... »
Виктор Асланов
АгроЖизнь №3(58) март 2016

Источник: svetich.info


Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Зарегистрируйтесь, чтобы узнать больше!