ГлавнаяПоискСвязьО сайте
Регистрация
Войти
 

Электронная ветсертификация: очевидная необходимость
Контроль "от поля до прилавка" — принцип, провозглашенный много лет назад Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН и Международным эпизоотическим бюро, сегодня стал понятен каждому участнику торгового оборота.

Очевидная необходимость внедрения системы, позволяющей отслеживать продукты питания на всей цепи производства и перемещения до точки реализации, сегодня стоит в России особым образом.

Бумаги больше не нужны

Во–первых, такая система позволит защитить потребителя от некачественной и небезопасной продукции, а все население страны от экономических и социальных угроз. Во-вторых, сделает действия надзорных органов прозрачными и эффективными в борьбе с мошенничеством.

Наконец, в-третьих, может добропорядочному бизнесу работать и развиваться в условиях честной конкуренции. Основную роль в создании подобного механизма играет ветеринарная сертификация, которая в том традиционном виде, в котором существует сейчас в России, себя давно изжила.

Десятки миллионов бумажных документов, оформляемых на дорогостоящих бланках каждый год, не только стали серьезным уроном для бюджета государства, но и причиной международных скандалов, поскольку мошенникам подделать их оказалось достаточно просто. Сертификаты на бумаге, оформляемые в десятках миллионов экземпляров за год, практически не дают возможности проверки их подлинности (а тем более — обоснованности их выдачи) в режиме реального времени.

Отследить по ним от какого животного (группы животных) получено сырье, из которого произведена данная партия продукции, практически невозможно. Следовательно, невозможно сделать достоверное и полное заключение ни о её соответствии, ни о её происхождении.

Сложившаяся система сертификации на бумаге страдала и внутренней нелогичностью. Первая линия этой нелогичности заключается в том, что часть видов “готовой” продукции (например, молочная, включая и ту, что не подвергалась пастеризации или иной обеззараживающей обработке) не подлежала сертификации.

А другая часть (например, мясная, которая, напротив, подвергалась обеззараживающей обработке нагреванием) — подлежала, хотя видимые отличия в степени безопасности между ними отсутствуют. Вторая линия алогичности пролегала по типам продукции и заключалась в том, что часть сырья (например, выловленная рыба) при перевозке не сопровождалась сертификацией, а полученная из этого же сырья продукция — подлежала.

Эта ситуация в значительной степени осложнилась тем, что в свое время было издано Постановление Правительства, которое сделало оформление (именно само оформление, а не предшествующие исследования по определению безопасности и соответствия) платной услугой (правда только лишь в случаях, когда сертификация осуществлялась в отношений собственности физических лиц). Цели этого шага были вполне благими — дать хоть какие–то средства для поддержания функционирования госветслужбы при хронически недостаточном её бюджете.

В дальнейшем этот подход к обеспечению благосостояния ветслужб субъектов Российской Федерации был развит (или, вернее сказать, усугублен) приказом Минсельхоза, который сделал платным вообще всю ветсертификацию — как для физических лиц, так и для юридических. Это понимание привело к тому, что в отношений очень многих товаров стали предприниматься усилия по их выведению из сферы ветеринарной сертификации.

Основным аргументом тому стал простой, но очень точный вопрос: а что она дает? В результате сейчас практически все понимают, что нужно менять систему ветсертификации. Некоторые полагают, что её надо отменить для товаров не высокого риска.

Наиболее радикальные полагают, что её вообще надо отменить. В Россельхознадзоре РФ считают, что ветсертификацию надо “лечить” — развивать систему, делать её современной, эффективной и малозатратной.

Для этого нужно решить ряд задач, сообщающих системе новые возможности, свойства, делающие её пригодными для использования с новыми целями.

Всевидящий "Меркурий"

Так, под эгидой Россельхознадзора лучшие программисты Федерального центра охраны здоровья животных создали уникальную в своем роде автоматизированную систему “Меркурий” — программу, позволяющую отказаться от бумажных ветеринарных сертификатов навсегда и создать полную систему прослеживаемости продукции в России. Рассмотрим актуальную ситуацию, сложившуюся в процессе внедрения электронной ветеринарной сертификации и федеральной системы прослеживаемости подконтрольных товаров.

На рисунке показана динамика оформления электронных ветеринарных сертификатов за 15 месяцев, начиная с июля 2015 года. Отсюда видно, что в сентябре темп роста числа оформленных электронных ветеринарных сопроводительных документов составил 1%, в предыдущем месяце он был равен 13%. В различных субъектах Российской Федерации ситуация с внедрением электронной сертификации по-прежнему принципиально различается.

К примеру, на территории Курганской области электронную ветеринарную сертификацию начали осваивать с 2014 года. За 9 месяцев 2016 года в Курганской области оформлено в электронном виде 74708 ветеринарных сопроводительных документа, что составляет 37% от общей численности.

Всего с 2014 года оформлено 161843 ветеринарных сопроводительных документов в электронном виде. На территории Курганской области все 17 подведомственных государственных бюджетных учреждений освоили электронную ветеринарную сертификацию.

На протяжении всего периода внедрения электронной сертификации Управление ветеринарии Курганской области совместно с Департаментом АПК Курганской области проводили совещания с хозяйствующими субъектами различных форм собственности, а также организовывали рабочие встречи с предпринимателями по вопросам оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронном виде. В Курганской области 46 предприятий (в основном мясоперерабатывающие) уже в полной мере используют ветеринарные сопроводительные документы в электронном виде.

Управление ветеринарии отрабатывает оборот ветеринарных сопроводительных документов в электронном виде с соседними областями. На данном этапе ведётся работа с пользователями водных биологических ресурсов.

При внедрении государственной информационной системы “Меркурий” Управление ветеринарии Курганской области столкнулось с рядом проблем:

— непонимание со стороны участников рынка оборота подконтрольной ветеринарному надзору грузов предназначения системы “Меркурий” и своей выгоды;

— некоторые из государственных ветеринарных служб субъектов Российской Федерации не спешат переходить на электронную ветеринарную сертификацию, в связи с чем тормозится оборот ВСД в электронном виде между субъектами;

— нежелание большей части перекупщиков на пути от производителя к потребителю оформлять в электронном виде;

— плохое покрытие интернета на территории ряда районов.

Сертификация для молочников

Учитывая просьбы производителей молока, госветслужб субъектов Российской Федерации и специфику процессов сертификации сырого молока, были реализованы новые функции ФГИС “Меркурий” для его использования в молочном секторе. Основой для реализации упомянутых функций ФГИС “Меркурий” стал опыт ряда ветеринарных служб субъектов России по оформлению ветеринарных сопроводительных документов на бумажном носителе.

Теперь эти процессы переведены в цифровую форму и в специальном модуле ФГИС “Меркурий” реализована возможность оформлять в электронном виде справку, подтверждающую безопасность молока-сырья: сырого молока, сырого обезжиренного молока и сливок сырых. Возможность оформлять в электронном виде такую справку предоставлена государственным ветеринарным врачам для производителей молока на фермах любой формы собственности — на фермах, принадлежащих владельцам ЛПХ, КФХ, индивидуальным предпринимателям или юридическим лицам.

В справке указывается объем молока, который планируется получить в течение месяца, результаты лабораторных исследований по всём показателям безопасности, указанным в Техническом Регламенте Таможенного Союза (ТР/ТС 033/2013), а также сведения о здоровье поголовья животных, от которых данное молоко было получено. Производитель молока, получивший такую электронную справку, на её основе может самостоятельно (т. е. уже без участия госветслужбы) оформлять электронные ВСД на транспортные партий своего сырья, следующие до места реализации и/или переработки: рынок, пункт сбора молока, молокоперерабатывающее предприятие.

Однако уполномоченному специалисту госветслужбы субъекта Российской Федерации в режиме реального времени доступна вся информация об оформленных и оформляемых на его участке ветеринарных сертификатах на сырое молоко, а также об оформленных на иных участках, но перемещаемых на подконтрольную ему территорию. Электронная справка действительна в течение месяца и по истечении этого срока должна быть переоформлена.

Владелец фермы имеет физическую возможность оформить электронный сертификат на молоко лишь в случае наличия действительной справки.

Нивы России №9 (142) октябрь 2016

Источник: svetich.info


Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Зарегистрируйтесь, чтобы узнать больше!