ГлавнаяПоискСвязьО сайте
Регистрация
Войти
 

История изобретения крестовой отвёртки
Крестовая отвертка — непременный атрибут любого набора инструментов.

Но это сегодня, а в 1930-е она была принята технологическим сообществом далеко не сразу.

Первое появление классических винтов под отвертки с “плоским” жалом датируется примерно XVI веком, в почти неизменном виде они существовали до начала XX века. К этому времени винты с прорезью уже вызывали множество нареканий, но были вне конкуренции из-за своей дешевизны.

Недостатки “классических” винтов особенно ярко проявлялись при массовой сборке, в частности, в автомобильной промышленности. Во-первых, жало не центрировалось, из-за этого механические шуруповерты часто соскальзывали, оставляя царапины на лакированных кузовных деталях.

Во-вторых, при закручивании винты и шурупы часто “перетягивали”, сворачивая головку или повреждая крепежные детали.

Именно эти ограничения и собрался преодолеть американский изобретатель Джон Томпсон, в 1933 году запатентовав отвертку с крестообразным жалом и винт с соответствующей головкой.

Однако попытка продать изобретение производителям метизов не увенчалась успехом.

В 1934 году Томпсон познакомился с инженером Генри Филлипсом и изложил ему суть своего изобретения. Филлипсу идея понравилась, он выкупил права на патент Томпсона и организовал компанию Phillips Screw Company (она существует до сих пор). В 1936 году он усовершенствовал технологию и разработал способ массового производства винтов.

Крестовые винты автоматически центрировали шуруповерт, а также не допускали “перетягивания” — жало инструмента просто проскальзывало. Однако и Филлипса везде поджидали отказы.

Наконец ему удалось заинтересовать Юджина Кларка, президента American Screw Company, крупнейшего производителя метизов в США. Хотя инженеры компании возражали, Кларка так захватила идея, что он пригрозил “уволить каждого, кто скажет, что это невозможно осуществить”. Угроза возымела действие, и компания, вложив в организацию производства полмиллиона долларов, начала выпуск винтов под “крест”. В 1937 году GM впервые использовал эти винты в производстве моделей Cadillac.

Результаты были столь блестящими, что уже к 1940 году все американские автопроизводители перешли на использование крестовых винтов, а производители метизов десятками выстраивались в очередь на покупку лицензии. Во время Второй мировой войны на использование этих винтов перешли и производители военной техники — танков и самолетов.

С тех пор было придумано немало различных винтов — и под многогранники, и под звездочки различной формы. Но, несмотря на это, крестовые винты и шурупы (в англоязычных источниках они называются по имени изобретателя — Phillips) по-прежнему остаются стандартом, а крестовая отвертка является основой любого набора инструментов.

"Популярная механика" (№60, октябрь 2007).

Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Зарегистрируйтесь, чтобы узнать больше!