ГлавнаяПоискСвязьО сайте
Регистрация
Войти
 

Перевозки казахстанского зерна – приоритет “Астык Транса”
В начале МГ участников казахстанского зернового рынка взбудоражила новость о том, что в текущем сезоне экспортеры могут остаться без зерновозов.

Во-первых, весь парк основного перевозчика Астык-Транс перешел в российское ведомство, во-вторых, у северных соседей небывалый урожай, с которым тоже как-то надо справляться.

Обеспокоенность экспортеров сохраняется. Главный вопрос: хватит вагонов или нет, витает в воздухе.

С вопросом о том, как будет осуществляться перевозка зерна урожая, мы обратились к вице-президенту по коммерческому закупу АО “Ас-тык транс”, Салтаю Катпаеву.

– Салтай Султанович, как будем "справляться" с новым урожаем?

— По состоянию на октябрь 2017 года АО “Астык Транс” имеет в управлении 5.200 собственных и арендованных вагонов-зерновозов.

Кроме того, для перевозок зерна привлекается парк российского акционера нашей компании ЗАО “Рус-агротранс”. Другие казахстанские компании-операторы, в совокупности, имеют 2000 вагонов-зерновозов.

Они сосредоточены, прежде всего, на экспортных железнодорожных перевозках и обеспечивают их на 50% от общего количества всех перевозок за пределы Республики Казахстан. В связи с ранним началом зернового сезона в России, мы увидели отток парка других казахстанских компаний в направлении Российской Федерации.

Небольшие компании решили погнаться за высокой ставкой, которую готовы предложить российские зернопроизводители. В то же время, мы пришли на рынок Казахстана с долгосрочной стратегией и не собираемся с него уходить ради сиюминутной выгоды.

Мы чувствуем свою ответственность за продовольственную безопасность страны. В настоящее время, в связи с началом сезона интенсивных отгрузок зерна в Казахстане и увеличением потребности в вагонах зерновозах на традиционных экспортных направлениях (порт Актау, страны Средней Азии, порты Российской Федерации и Азербайджан), все вагоны Астык Транс были приведены в рабочий порядок и задействованы в перевозках казахстанского зерна, урожая 2017 года.

– Какое направление в сентябре было доминирующим?

— Всего за сентябрь текущего года, силами АО “Астык Транс” осуществлено свыше 6.000 вагоноотправок, как во внутреннем, так и в экспортном, направлениях — это порядка 400 тыс. тонн зерна.

Но конечно, мы не можем сделать так, чтобы урожай был вывезен за один два месяца.

Невозможно ставить вагоны на рельсы, не считаясь с пропускной способностью инфраструктуры. Грузоотправители в начале сезона стремятся отгрузить на экспорт максимальное количество зерна, не думая о планировании погрузочных мощностей, подвижного железнодорожного состава, портовых мощностей.

Имеют место массовые случаи заявок на вагоны в количестве, которое элеватор будет грузить до 15 дней, также нередки примеры “задвоения” заявок на вагоны на один и тот же груз или на один и тот же день погрузки. Вместе с тем, мы замечаем опасную тенденцию — в условиях высокого урожая — производители стали использовать вагоны как склады на колесах!

В итоге растёт сверхнормативный простой под погрузочно-выгрузочными операциями. К примеру, только в направлении станции Актау Порт эксп. за указанный период принято заявок на 2.500 вагонов.

Все, кто заранее заказывал и планировал перевозку (а это более половины участников рынка) обеспечены парком. Представители АО “Астык Транс” на месте, самостоятельно координируют оперативную разгрузку вагонов.

Следует отметить, что с таким количеством заявок в данном направлении, мы сталкиваемся впервые за 4 года работы. На октябрь в этом же направлении запланировано отгрузить 3.000 вагонов, и это без учета “переходящих” сентябрьских заявок.

В итоге получается порядка 4000 вагоноотправок — парком АО “Астык Транс”. Надо понимать, что глобальных проблем с вывозом урожая нет. В течение зернового сезона все будут обеспечены вагоном, но конечно, вывести весь урожай за один месяц — технологически невозможно.

В целом, прогнозируется, что по сети АО НК “КазакстанТемірЖолы”, в направлении станции Актау порт эксп. будет отгружено порядка 9-10 тысяч вагонов, с учетом всех казахстанских компаний, собственников зерновозов.

Таким образом, отвечая на Ваш вопрос, скажу, что порт Актау эксп. — важнейшее направление для нас. Все грузят ячмень, который востребован в Иране.

– Каким заявкам отдается приоритет?

— В первую очередь, в приоритете внутриреспубликанские перевозки зерна — традиционные перевозки зерна из основных зерносеющих регионов (Акмолинская, Костанайская, Северо-Казахстанская области) во все регионы страны, так как данные перевозки имеют высокую социальную значимость — обеспечение производителей хлеба, птицеводство, животноводство.

Доля компании при перевозках по стране составляет 90% от всех перевозок зерновых грузов, экспортные перевозки компания обеспечивает на 50%. Само собой, порт Актау.

Кроме того, АО “Астык Транс”, в первую очередь, закрывает, те направления, по которым осуществляется оперативный возврат порожних вагонов — это наши исторически сложившиеся стандартные маршруты по странам Средней Азии. Чем быстрее вагоны приедут обратно, тем быстрее мы их сможем отдать следующим производителям.

– На данный момент АО "Астык Транс" перевозит исключительно казахстанское зерно?

— Весь парк вагонов АО “Астык Транс” грузится только из Казахстана.

Сейчас настал наш сезон, и мы отгружаем только казахстанское зерно.

Приведу статистические данные: по прогнозам МСХ, не менее 9 млн. тонн составит в этом году экспорт казахстанского зерна. В целях обеспечения перевозки урожая 2017 года, железнодорожным транспортом в объеме не менее 9 млн. тонн, в среднем потребный парк составляет 7500-7700 ЗРВ, а в пиковый период до 9000-9500 вагонов, где дефицит будет покрываться за счет привлечения вагонной помощи парка стран Средней Азии, Азербайджана, Грузии, Прибалтийских стран и России.

Также необходимо учесть, что на сети есть около 2.000 зерновозов других собственников РК, что, в целом, считаем вполне достаточным количеством, при условии соблюдения сроков погрузки, выгрузки и своевременности возврата порожних вагонов. Все заявки, которые мы принимаем, стараемся выполнить в поставленные сроки, ставим реальные даты, в которые можем обеспечить транспортировку.

Но вагоны не должны быть “элеватором на колесах” — необходимо создать механизмы, при которых этого не происходит. Клиенты, которые задерживают отправку вагона и ищут более выгодное направление или квоту в порту — должны понимать, они сдвигают сроки отправки своих коллег.

– Планируется ли изменение тарифов?

— В весенне-летний период Общество, в целях стимулирования отгрузок и реализации экспортного потенциала, снижает свои тарифы за пользование вагонами.

Ну и, конечно же, не надо при этом забывать, что Обществу необходимо выходить на уровень самоокупаемости, в связи с чем, в осенне-зимний период Общество возвращает ставки на прежний уровень.

Вся информация о тарифах известна участникам рынка. Здесь ничего не скроешь.

Мы не ставим во главу, только лишь извлечение прибыли и не завышаем стоимость. Мы отслеживаем сложившиеся экспортные цены на зерновые и масличные культуры и в итоге, обозначаем лишь ту цену, которая будет пользоваться спросом, и удовлетворять интересы наших клиентов.

– Возможно, ли спрогнозировать транспортные коллапсы, например, на станции Галаба?

— Начало нового маркетингового сезона 2017 года было нестандартным.

В это время произошло резкое уменьшение спроса на казахстанское зерно ввиду разных факторов, к примеру — невысокие качественные показатели прошлогоднего урожая, или девальвация в Узбекистане.

В настоящее время, с началом сезона и новым урожаем, постепенно рынок начал “оживать”, пошли заявки. По поводу “коллапса” ничего конкретного сказать не могу, так как это не в нашей зоне ответственности.

Мы будем рассчитывать, что все будет работать ритмично. Как обычно, запланированы вагоноотправки в различных направлениях, как во внутриреспубликанских, так и экспортных.

Данный вопрос, в большей степени, будет зависеть, от других собственников вагонов, от самих грузоотправителей и других объективных факторов (к примеру, ажиотажный спрос на казахстанское зерно в одном конкретном направлении, который спровоцирует одновременные отгрузки всеми участниками перевозочного процесса), то есть этот вопрос не зависит, всецело, от Общества. Да, мы крупная компания, в то же время, у наших партнеров, в целом, тоже сформировался “приличный парк”: у одних 350 новых вагонов, у других — порядка 250 новых вагонов, у третьих — порядка 200 вагонов.

Не надо забывать и инвентарный парк, который привлекается через АО “КТЖ-Экспресс”.

– На какой стадии разработка проекта отслеживании груза в онлайн режиме?

— Этот вопрос, требует детального обсуждения. Сейчас могу лишь сказать, что работа в данном направлении ведется.

– Намечаются ли новые направления в этом сезоне?

— Новые направления могут возникнуть только лишь в соответствии с рыночными механизмами.

Есть спрос и рентабельность — осваивается новое направление.

Также нельзя забывать и географическое расположение Казахстана — отсутствие прямого выхода к морским портам Азовско-Черноморского бассейна, что сильно ограничивает освоение новых направлений. Вместе с тем, новые направления не всегда оправдывают ожидания.

К примеру, в августе АО “Астык Транс” отгрузило насыпью зерно в направлении Китайской Народной Республики. Однако, до сих пор 36 вагонов-зерновозов простаивает на пограничном переходе Алтынколь— Хоргос.

Несмотря на имеющиеся договоренности, Китай не разрешает принимать товар по карантинным нормам. Эти вагоны теперь простаивают.

Отправили их в августе, рассчитывая, что в сентябре они полноценно будут в нашем распоряжений. Вот такая проблема.

Теперь мы будем вынуждены пересчитывать Клиенту возникшие издержки. В пиковый сезон, каждый вагон должен двигаться, а не простаивать.

В основном, все наши направления — традиционные, исторически сложившиеся и пользующиеся стабильным спросом.

– Ваши пожелания клиентам.

— Сейчас идет одностороннее давление от грузоотправителя на экспедитора, на оператора вагонов и перевозчика.

Это ежегодная тенденция, связанная с началом сезона.

Все хотят отгружаться быстро и в короткие сроки, но вагонов, к сожалению, на всех сразу, не хватает. На общественном совете, проведенном 14 сентября 2017 года на площадке АО “Астык Транс”, мы обозначили свою позицию о первоочередном обслуживании тех компаний, которые весной и летом, в период профицита вагонов-зерновозов стабильно работали с нами, то есть лояльных клиентов, которые работают на системном не спотовом рынке.

В то же время, мы не отказываем и тем клиентам, которые осуществляли отгрузки при помощи “чужого” парка, вникаем в проблемы всех наших клиентов и пытаемся оказать содействие каждому в силу свих возможностей. Вне сезона ставки конкурентного парка ниже наших, поскольку все стараются избежать расходов по отстою вагонов.

В сезон интенсивного спроса на зерновозы, у большинства наших партнеров, ставки выше. Мы же стараемся найти “золотую середину”: предпочитая стабильность, нежели беспорядочные тарифные изменения для извлечения сиюминутной выгоды.

Не является секретом тот факт, что осенью зерна экспортируют больше, чем летом и весной. Поэтому, все-таки, я призываю клиентов сотрудничать с нами круглый год и заранее планировать объемы перевозки.

Вместе с тем, как я говорил выше, у нас постоянно, можно сказать стабильно возникает одна и та же проблема: грузоотправители не умеют планировать погрузки. Им важны “спотовые” продажи: сегодня продал, завтра вагоны.

В соседних странах от такой схемы давно ушли. У нашего акционера, ЗАО “Русагротранс”, большая часть заявок принята до конца декабря.

Они понимают, какое количество вагонов необходимо, есть данные по станциям отправления и станциям назначения. У нас же — это проблема номер 1! Нам заранее спланировать погрузку за 2-3 недели — уже большая проблема.

Кто куда подаст заявки, какое направление, будет ли качественный товар на элеваторах или нет — эти проблемы вытекают одна из другой. Если у нас в конце сентября 800 вагонов стабильно были под погрузкой, то из них в сутки оформлялось всего 200-250 вагонов.

Это говорит о том, что грузоотправители сами начинают пренебрегать всеми правилами, которые подписали с нами в договоре.

– Низкая культура рынка?

— Скорее, издержки сегодняшнего дня, когда каждый хочет получить прибыль моментально.

И каждый хочет использовать свои деньги оперативно.

Сегодня купить, завтра отгрузить, послезавтра получить деньги. И на 4-й день снова купить и по той же схеме.

Мы конечно же, ни в коем случае, никого не осуждаем, наверное, все-таки пока это особенность нашего рынка — оперативно вложить деньги и также оперативно получить прибыль. А все, кто будет мешать в этом деле, или задерживать оборот денег, в том числе экспедиторы, операторы и перевозчик вагонов, априори будут “плохие”. Не подали вовремя вагоны — экспедитор плохой, не оформил вовремя таможенную декларацию — таможенник плохой...

Мы все это понимаем, и просто делаем свою работу, несмотря ни на что.

В завершение, позвольте от имени АО “Астык Транс” обратится ко всем потенциальным клиентам нашей компании с просьбой прогнозировать свои будущие погрузки заблаговременно.

Заказывать вагоны на те элеваторы и хлебоприемные предприятия, где качество товара соответствует нормам, прописанным в договорах.

Мы в свою очередь постараемся удовлетворить желания своих клиентов на 101%.

Источник: Газета "Агро Жизнь" №10 (77), октябрь 2017


Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Зарегистрируйтесь, чтобы узнать больше!